На карте Европы вы не найдете страны с названием Лапландия. Этот суровый заснеженный край, большая часть которого раскинулась за Полярным кругом, протянулся от Кольского полуострова до Норвегии и никогда не являлся государственным образованием. Территориально эти земли поделены между четырьмя современными государствами - Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. И тем не менее здесь проживает народ, который имеет отчётливую национальную самоидентификацию. Сам народ называет свою страну Сапми (с.‑саамск. Sápmi, «земля саамов»), подразумевая под этим понятием территорию своего традиционного расселения. И насколько дика и первозданная природа региона с его мшистыми болотами, многочисленными озёрами, бурными речками и бескрайним тундрами, настолько же со времён покорения саамов по сей день позабыты их традиции и язык. Хотя сами саамы считают себя самыми что ни на есть коренными жителями Северной Европы. Мари Бойне Персен (Mari Boine Persen) родом из саамской семьи, традиционно занимавшейся сельским хозяйством рыбной ловлей. Она родилась 8 ноября 1956 года в деревне Гамесньярга на севере Норвегии. Сейчас Мари самая известная певица и композитор саамского происхождения, внёсшая немалый вклад в развитие саамской и норвежской культуры, но в юности Мари очень стеснялась своего происхождения и мечтала называться норвежкой. Более полувека назад в её семье не знали родного языка, а йойки (древняя манера пения древних обитателей Лапландии) вообще были под запретом. Из музыки дозволялись только псалмы. «Я всегда хотела петь, я всегда любила петь. В детстве я все время пела, и родители мои все время пели. Но пели мы не наши традиционные песни, а христианские гимны - миссионеры и священники убедили поколение моих родителей, что наши песни - от дьявола. Но наша музыка была настолько сильной, что исчезнуть она не могла и пробивалась даже сквозь христианские песнопения» (M. Бойне). Мари долгое время работала простой школьной учительницей и вовсе не помышляла о занятиях музыкой. Но йойки передавались из поколения в поколение как свободная, во многом импровизационная манера пения. Как правило певец исполняет йойку от чьего-либо лица. Это может быть человек, животное, даже природное явление. Именно благодаря музыке Мари узнала больше о своем народе, выучила родной язык и полюбила саамскую культуру. Как ни странно, первое время творчество Мари находило больший отклик именно у заграничных слушателей и встречало явное неодобрение сородичей. Саамов пугало и настораживало именно шаманство! «Поначалу я боялась этого слова - слишком затертый стереотип, хотя внутри меня все время зрело нечто, похожее на это чувство. Но я все же захотела наполнить это слово смыслом - ведь через музыку мы соприкасаемся с духовностью, которая когда-то была в нашей культуре, и конечно элементы шаманства - ритм, транс, спиритуализм - можно найти в моей музыке. В этом можно черпать энергию, но с этим нельзя шутить. Я хочу приобщиться к шаманизму, но я не хочу навешивать на него ярлыки таинственности и непознаваемости. Я научилась многому, что я не могу выразить словами, но могу выразить через музыку» (M. Бойне). В 1989 году на студии «Real World» выходит первой альбом Мари Бойне «Gula Gula» («Слушай, слушай»). Ее признали и на родине. Однако, на открытии Олимпийских игр в Лиллихаммере (1994г.) она отказалась выступать, заявив, что не хочет быть экзотической декорацией. В 2003-м Бойне была награждена Музыкальным призом Северного совета. Музыка Мари - смесь трансовых шаманских ритмов, йойек, джаза, эмбиента и музыкальных традиций других народов. Это красивые баллады, исполненные на родном языке, в народном стиле. С течением времени у Мари появились единомышленники, которые выступают с ней и по сей день. И сейчас саамы считают ее своим голосом и послом в мире.

Теги других блогов: культура Лапландия Саамы