Технология изготовления свадебного креста свахи авакуды в мокша-мордовской свадьбе с. Малый Калтай Алтайского края В свадебном обряде как европейской, так и сибирской мордвы (мокша и эрзя) значима роль свахи со стороны жениха. В сибирском варианте мокшанской свадьбы сваха (авакуда) сопровождает невесту при ее переезде в дом жениха, участвует в обрядовом акте перемены девичьей прически невесты на женскую. Поэтому сваха маркировалась особым свадебным атрибутом — мáзый кóсма, крестом из камыша с косой изо льна, изготавливаемым для нее невестой с подружками и вручавшимся ей в день свадьбы во время выкупа. В свадебном обряде мордвы-мокши с. Малый Калтай Алтайского края участвовали несколько обязательных свадебных чинов, каждый из которых имел свою функцию в обряде. Особенно значима роль авакуды – свахи со стороны жениха. Она сопровождает невесту при переезде в дом жениха, участвует в обрядовом акте перемены девичьей прически невесты на женскую. Поэтому сваха маркировалась особым свадебным атрибутом — мáзый кóсма (или авакудань касса), крестом (или иконой), сделанным из камыша, с косой изо льна. Камыш играл большую роль в традиционной культуре сибирской мордвы. Посреди деревни Камышенка, где родились многие жители села Малый Калтай, находился пруд, вокруг которого росло много камыша, поэтому он был распространенным материалом в быту, почти в каждой семье круглый год имелись заготовки камыша. Из его листьев плели половики, камышовым пухом набивали подушки, а стебли использовали для изготовления кадила – ритуального предмета, который на Пасху вешали в красный угол. Сам по себе крест был составной частью украшения костюма европейской мордвы (см: Шигурова Т.А. Свадебная одежда мордвы. Саранск, 2010. С. 48). Особенно распространен он в мокшанском костюме юго-западной группы (Зубово-Полянский, Торбеевский районы Мордовии, Белинский район Пензенской области), где такое украшение называлось ярмак марта хрест или хрест ведьме (см.: Мордовский народный костюм: альбом. Авт.-сост. Т.П. Прокина. Саранск, 2007. С. 393, 419, 428). Крест встречается на фотографиях начала ХХ века (Фото М.Е. Евсевьева см.: Корнишина Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы. Учебное пособие. Изд. 2-е. Саранск, 2008. С. 33). Крест как атрибут именно свадебного наряда свахи упоминается в поэтических текстах мордовских свадебных песен (см.: Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск, 1959. С. 161). Сибирский крест из камыша можно считать неким региональным вариантом традиционного свадебного мокша-мордовского атрибута авакуды. В данной традиции авакуда являлась носителем неких крайностей — с одной стороны, она имела замечательное по красоте украшение мазый косма, с другой — подвергалась наибольшему осмеянию со стороны родни невесты. Записанные в Малом Калтае поэтические тексты корильных песен, посвященных авакуде, наполнены эротической символикой и ругательствами. Свадебный атрибут авакуды изготавливали подружки невесты накануне свадебного дня. Он состоял из двух перекрещенных и перевязанных крест-накрест деревянных палочек длиной 25–30 см, длинных листьев камыша длиной около полуметра, льняной пакли и нескольких разноцветных лент или полос материи, которые вплетали в косу и завязывали бантом сверху креста. В зависимости от сроков свадьбы определялся материал изготовления: зимой крест делали из заготовленных листьев камыша, а летом — из свежих. От этого зависел цвет атрибута: зимний был желтым, летний — зеленым. Крест и льняная коса соединялись двумя небольшими «косичками» из камыша. В день свадьбы, когда жених с поезжанами заходили в дом, девушки забирали у них головные уборы, требуя выкуп, жених выкупал углы и центр стола, а авакуда покупала у подружек невесты мазый косма. Сваха надевала крест на себя таким образом, что льняная коса сзади свисала до пола, крест находился на уровне груди, а соединяющие крест и косу косички из камыша проходили по плечам авакуды. «Культура.РФ»