В раздел «Кельты: Герои» добавлена статья «Уриен Регед: в поисках легенды», о том самом короле валлийского Старого Севера, которому в Средние века приписали герб с тремя воронами.
https://celtic.thesaurusdeorum.com/urien-reged-v-poiskah-legendy/
Автор: Кристофер Хьюз (с). Перевод: Анна Блейз (с)
Многие славные кельтские воины — например, Верцингеторикс или Боудикка — удостоились памятников, наряду с такими легендарными королями, как Альфред Великий или Бриан Бору. Но где же памятник Уриену? Почему его история почти забылась? Это печально.
Между тем его когда-то упоминали в числе «трех благословенных бремен чрева» Британии. Уриен и его сестра Эврдил, дети великого Кинварха, были близнецами. Эврдил позднее родила тройню.
Старшие дети самого Уриена, Оуэйн и Морвид, тоже были близнецами. Согласно легенде, их родила Модрон, дочь Аваллаха, короля Аннона (иного мира). Уриен встретил Модрон у брода, где та стирала одежду, — и эта встреча до странности схожа с явлениями Морриган, о которых повествуют ирландские мифы. К тому же, Оуэйн неким мистическим образом ассоциировался с божественным сыном Модрон — Мабоном, которого почитали в Северной Британии под именем Мапон или Мапоннос.
Таковы, согласно триадам, были «три благословенных бремени чрева» Британии: дети Кинварха, дети Эврдил и дети Модрон от Уриена.
Где родился Уриен? Мы не знаем. И эту фразу приходится повторять очень часто, когда речь заходит об Уриене, о королевстве Регед или о Хен Огледе, «Старом Севере» бриттов. Мы не знаем.
Имя «Уриен» предположительно означает «высокородный». Легенд о его детстве и юности до нас не дошло. Никаких поразительных подвигов, да. Было бы удивительно, если бы подобных легенд не слагали вовсе, — но, с другой стороны, нет гарантии, что они были бы правдивы.
Сведения об Уриене, самые близкие к «свидетельствам из первых рук», обнаруживаются в «Книге Талиесина». Многие стихотворения из этого сборника лишь приписываются историческому Талиесину, но двенадцать из них, теоретически, мог сочинить он сам. Восемь из них повествуют об Уриене, и еще одно, элегическое, — об Оуэйне, сыне Уриена.
Был ли Талиесин ровесником Уриена и долго ли он служил его придворным поэтом, мы не знаем. Лично я уверена, что он был младше. На это указывает что-то неуловимое в самом тоне стихотворений.
Разумеется, любой придворный бард был обязан восхвалять своего покровителя, но строки Талиесина звучат так, словно король и впрямь производил на него сильное впечатление. Он говорит об Уриене с обожанием и даже как будто с любовью. За звоном мечей в этих стихах нередко проглядывают нежность, преклонение и благодарность.
Талиесин описывает несколько сражений, в том числе битву в Гвен Истрад («Белой долине»), местонахождение которой неизвестно, и битву при Катрайте, которым Уриен, по-видимому, владел одно время и который почти без сомнений можно отождествить с деревней Каттерик в Северном Йоркшире. В стихотворении о битве при Аргойд-Ллуйвайн Талиесин рассказывает, как Уриен и Оуэйн отказались предоставить заложников вождю англов Фламдвину и разгромили его в сражении. Фламдвин означает «несущий пламя»: вероятно, это прозвище он получил за сожжение деревень бриттов. «Тяжко должно прийтись гончим из выводка Койла, прежде чем хоть одного в заложники выдадут мужа», — заявляет Оуэйн, поминая своего предка, Койла Старого. «Буду я целый год сочинять свою песнь победы!» — восклицает Талиесин под конец своего рассказа.
Но все это, в сущности, лишь преамбула. Заключительные главы из жизни Уриена не сохранились в поэзии Талиесина. Их донес до потомков Ненний — но очень лаконично и, скорее, с точки зрения саксов:
Хусса правил семь лет. Против него сражались четыре короля: Уриен, и Ридертен, и Гваллауг, и Моркант. Против того Уриена храбро сражался Теодорик со своими сыновьями. Но в те времена поражение терпели то враги, то наши соотечественники англосаксы, и случилось так, что он Уриен осадил их англосаксов на острове Меткаут совр. Линдисфарн и удерживал три дня и три ночи, а затем, отправившись в вылазку, был убит по вине Морканта, который завидовал ему, ибо Уриен далеко превосходил всех королей в военной науке.
Согласно преданию, Уриен был уже в летах, когда ему, наконец, удалось объединить вождей Севера и совместными усилиями дать отпор англам. Как он этого добился, силой или дипломатией, остается неясным. Долго ли он трудился, выстраивая союз? Этого мы не знаем. Но, судя по всему, из могущественного вождя, правившего северо-западным королевством Регед, он превратился в великого объединителя Севера, но в решающий момент пал от руки убийцы, подосланного завистником. В итоге перед нами еще одна из множества историй о том, как кельты чуть было не вышли победителями: не хватило лишь самой малости. Как ни забавно, король Артур, живший в одно время с Уриеном или, возможно, поколением раньше, действовал в том же ключе. Но поэты и историки той эпохи упоминают его лишь вскользь — в отличие от более поздних сочинителей. И это заставляет вновь задуматься о том, почему не сохранилось преданий о великой и трагической фигуре короля, который почти преуспел в объединении бриттов. Уж не об Уриене ли Регеде повествовали многие легенды, впоследствии связавшиеся с именем Артура?
*******
Текст с картинками по ссылке:
https://celtic.thesaurusdeorum.com/urien-reged-v-poiskah-legendy/
Автор: Kristoffer Hughes (с). Перевод: Анна Блейз (с)